ДОРОГИ РЕШАЮТ ВСЕ

26-06-2007

- О плачевном состоянии дорог на Кавмнводах знают все - и местные, и отдыхающие. Но сегодня говорят о том, что выделены федеральные средства на их ремонт, что скоро картина станет совсем иной…Об этом мы беседуем с Виктором Вышинским, первым заместителем руководителя администрации особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

- Да, надежда появилась, причем вполне реальная. Автомобильные дороги на Кавминводах - это наша большая общая беда. И чем крупнее город - тем беда больше... Что мы имеем на Кавминводах? Наши курорты объединены в некое единое образование - это мегаполис с почти миллионным населением. Кавказско-Минераловодскую ангомерацию можно рассматривать в одном ряду с 11 городами-миллионниками России. В регионе сложилась распространенная транспортная система, интенсивность движения растет ежегодно. Сегодня мы работаем над созданием особой экономической зоны туристско - рекреационного типа, которая тоже уже предполагает увеличение транспортной нагрузки. А параметры и состояние наших дорог - и региональных, муниципальных, - не выдерживает никакой критики… Но ситуация сегодня меняется коренным образом. В этом году из федерального бюджета выделено 480 миллионов рублей на реконструкцию автомобильных дорог в регионе Кавказских Минеральных Вод: городах-курортах и Предгорном районе. В марте между федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и Правительством Ставропольского края было подписано соглашение о направлении в краевой бюджет субсидий на финансирование дорожного хозяйства, определен порядок финансирования объектов. Но деньги эти не придут сами по себе. Обязательным условием соглашения является софинансирование работ за счет средств субъекта Российской Федерации (т. е Ставропольского края). Однако в бюджете края на 2007 год эти средства (софинансирование расходов на реконструкцию муниципальных автомобильных дорог) предусмотрены не были. Поэтому в краевом правительстве срочно подготовили изменения в бюджете, и они были только что рассмотрены и утверждены на последнем заседании Госдумы Ставропольского края. После всей этой процедуры уже можно будет решать вопросы определения заказчиков и генподрядчиков. Функции по реализации соглашения возложены на Управление дорожного хозяйства Ставропольского края. С его представителями уже встречались работники администраций городов- курортов.

- Это все просто замечательно, но начинать заниматься дорогами в середине лета… Удастся ли освоить объемы до конца года, вернее - до конца сезона?

- Вы попали в больное место. Работы по реконструкции автомобильных дорог, вообще-то, уже начаты, но пока только за счет собственных средств городов. Они, эти выделенные собственные средства, естественно, невелики, поэтому и объемы выполняемых работ тоже незначительны. Федеральные же средства (480 миллионов рублей) вместе с софинансированием из краевого и муниципальных бюджетов (144 миллиона) будут приняты к финансированию сразу же после утверждения поправок к бюджету на заседании краевой Думы. Суммы, безусловно, мощные. Если все свершится в июне, то, думаю, у нас будет достаточно времени их освоить. Первые итоги подведем уже в начале сентября, посмотрим, что и как у нас получилось. Хотя, по большому счету, работу, конечно, надо бы начинать с марта - все идет уже впритирку.

- Как эти мощные суммы раскиданы по городам Кавминвод?

- Средства большие - и объемы большие. Расписаны они по всем городам, естественно, по-разному. Можно ли равнять протяженность дорог, скажем, в Железноводске и Пятигорске? Разве что состояние дорожного полотна всюду одинаково неудовлетворительное. В каждом городе определены дороги, требующие реконструкции в первую очередь. В Пятигорске таковыми стали улицы 40 лет Октября, Калинина, Мира, Бульварная, Хетагурова, Университетская и Широкая. Эти дороги испытывают колоссальную нагрузку по проходимости, они своего рода региональные трассы, и поэтому разбиты более других. Хотя, надо отметить честно, дорогами в городе долгое время просто никак не занимались. Вообще, текущий ежегодный ремонт дорожного покрытия последние годы проводился только в Ессентуках. На Пятигорск выделяется в этом году 91 млн. рублей, на Минводы - 89 млн., Железноводск - 41 млн., Ессентуки - 96, Георгиевск - 86 млн., Кисловодск - 91 млн., Лермонтов - 65 млн. руб. В Предгорном районе намечена реконструкция участков автомобильных дорог и населенных пунктов протяженностью 54 км с объемом финансирования в 65 млн. рублей.

- В золотом дожде, который прольется скоро на ухабистые дороги региона, есть конкретно чья-то заслуга?

- Такая помощь, безусловно, пришла на Кавминводы впервые. И это заслуга Владимира Катренко, заместителю председателя Госдумы РФ, нашего депутата, лидера партии "Единая Россия". На днях мы отправили ему в Москву письмо - с искренней благодарностью от всего населения Кавминвод. Именно он настойчиво и целеустремленно решал вопрос выделения средств на реконструкцию наших дорог, он отдает сегодня много сил на развитие Ставрополья - своего родного края. Но в письме мы выступили еще и с просьбой, чтобы в последующие три года (2008-2010), на которые формируется федеральный российский бюджет, в базу трансферта Ставропольского края обязательно были включены средства на дорожное строительство, реконструкцию, ремонт. На объемах 2007 года нам останавливаться нельзя. Нужно во что бы то ни стало за 4 года завершить эту громаднейшую работу. Ибо плохие дороги - самый большой заслон инвестициям в экономику региона, препоны на пути реализации особой экономической зоны, и вообще - федеральный курортный округ заслуживает самых лучших дорог.

- Но этот заслон на путях развития Кавказских Минеральных Вод, наверное, не единственный?

- Не единственный, верно. Еще одно - большое и больное - направление - это состояние инженерных коммуникаций в городах-курортах. Направление объемно прописано в Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года. В мерах по реализации этой долгосрочной программы предусмотрены восстановительные работы, замена изношенных сетей, их модернизация. Вообще, надеемся, что в 2008 году, в связи с инвестиционными площадками, дела с дорогами и инженерными сетями пойдут в регионе живее. Сегодня инженерные сети в наших городах изношены беспредельно. Мириться с таким положением дел в курортном регионе, естественно, мы не можем. Решать нужно целый клубок проблем, сплетенных воедино: это и борьба с загрязнением окружающей среды и нарушениями экологического равновесия, и сохранение целебных вод и возможностей оздоровления, в конце концов, состояние здоровье населения. Сети водоснабжения, канализации, ливневых стоков - все у нас в самом сложном состоянии. И этими вопросами надо заниматься комплексно - одновременно с реконструкцией дорог. Поступать иначе будет просто глупо. Уложить дорожное покрытие на прогнившие, протекающие трубы - разве это не глупость? В настоящее время в городах готовится соответствующая документация; потом проведем совместное совещание с руководством Министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края с тем, чтобы уже в этом году изыскать средства помочь городам изыскать деньги на проектно-сметную документацию по восстановлению инженерных коммуникаций. Если эту работу не сделаем - ничего у нас не получится: в предстоящую трехлетку мы не будем иметь средств на восстановление сетей. А это, как вы уже поняли, один из барьеров на пути инвестиций. Когда на Кавминводы приезжают инвесторы и идет обсуждение площадок, их, безусловно, отпугивает большой объем работ по инженерным сетям. Ими надо заниматься серьезно и системно - это факт. И мы будем делать все, чтобы средства у нас на это появились…

Пресс-служба администрации КМВ