Выполнение правительственного постановления о подтверждении федерального статуса городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск и разработку стратегии социально-экономического развития Кавминвод, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа обсуждали на совещании в администрации КМВ.

Открывая совещание, первый заместитель председателя правительства СК, руководитель администрации КМВ Виталий Михайленко подчеркнул, что сам факт принятия правительством России постановления о федеральном статусе городов-курортов Кавминвод имеет для нас не меньшую значимость, чем так долго и пока безуспешно ожидаемое принятие закона о курортном регионе КМВ в рамочном исполнении. Но сейчас многое зависит от того, как будут реализовываться принятые документы. "Должны быть определены заместители глав исполнительной власти, созданы структуры в аппаратах мэров, отвечающие за это направление. Раньше мы слишком много упрашивали, теперь надзорные органы будут жестко спрашивать", - сообщил Region.KMV Виталий Михайленко.

Выступившая с основным докладом заместитель руководителя администрации КМВ Светлана Ляшенко считает, что темпы увеличения антропогенного прессинга очень скоро могут привести к деградации курорта. Муниципальным органам необходимо разработать мероприятия по борьбе с шумом, с запыленностью, с загазованностью атмосферного воздуха, регулированию работы транспорта, зрелищных, торговых и иных предприятий. По ее мнению регион может эффективно развиваться только при федеральной поддержке, а потому следует активнее выходить на федеральные структуры. "Финансирование из федерального бюджета будет обеспечено, если в соответствующих государственных органах будут защищены проекты, прошедшие экспертизу. Этих средств следует в первую очередь добиваться на эколого-ресурсные проблемы", - считает она.

Первый заместитель руководителя администрации КМВ Виктор Вышинский доложил о необходимости разработки стратегии социально – экономического развития региона и рассказал о перспективах создания у нас особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Он обратил внимание присутствующих, что законопроект по туристско-рекреационным особым экономическим зонам будет обсуждаться на общественных слушаниях в Торгово-промышленной палате Российской Федерации 10 апреля, а в конце месяца пройдет его второе чтение. И у нас есть возможность обозначить своё мнение по проблемным вопросам. "Необходимость создания такой зоны на КМВ очевидна и экономически обоснована. Курортная отрасль здесь является градообразующей, что возможно только при условии ее активного развития", - считает Виктор Вышинский.

Губернатор Александр Черногоров считает, что федерация ясно обозначила свою готовность взять часть расходных полномочий по содержанию и развитию курортов, обладающих федеральным статусом. "Теперь стоит задача лоббировать интересы курортов в различного рода Федеральных целевых программах, в том числе в программе "Юг России" и Федеральной адресной инвестиционной программе. А в идеале - добиваться принятия отдельной федеральной программы по развитию курортов Кавминвод", - сказал он.

"Надо актуализировать все наработки, связи, теоретические и практические выкладки для того, чтобы убедить министерство экономического развития и торговли страны, а также федеральный Минфин, что отдельная программа по курортам Кавминвод просто необходима", - отметил он. Теперь руководство каждого города-курорта имеет право обращаться в любые федеральные инстанции по вопросам финансирования как целевых программ, так и отдельных объектов, роль муниципальной власти в судьбе территорий повышается. Правительство рассчитывает на то, что руководители городов-курортов будут более настойчиво ставить перед Москвой вопросы финансирования федеральным центром расходных обязательств.

Идеологией законопроектов создания туристско-рекреационных особых экономических зон предусматривается распространение особенностей налогообложения производственных и технико-внедренческих зон на резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон. Среди них: 14 проц ставки единого социального налога (при налоговой базе до 280 тыс. рублей на каждое физическое лицо), применение к основной норме амортизации специального коэффициента (но не выше двух) при определении налога на прибыль организации, снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды и освобождение в течение первых пяти лет от уплаты земельного налога и налога на имущество. Желающих образовать такую зону на своей территории более чем достаточно. Муниципалитеты, претендующие на это должны в кратчайшие сроки подготовить необходимую конкурсную документацию и решить все проблемы с отведением земли, чтобы не повторить ошибок Невинномысска.

Александр Черногоров остановился также на участии Ставропольского края в освоении средств Федерального инвестиционного фонда. Он напомнил, что речь идёт о реализации в субъектах крупномасштабных проектов, которые также проходят через федеральный конкурс, и, заручившись поддержкой Москвы, получают соответствующие финансовые вливания на условиях софинансирования. Это проекты, стоимостью не менее 5-ти млрд. рублей. Для края наиболее приемлемым является проект строительства автомагистрали "Кисловодск - Сочи", которая могла бы стать мощным катализатором экономики сразу нескольких южных субъектов, и строительство детского оздоровительного центра на КМВ.

Начальник Северо-Кавказского зонального управления специализированных санаториев Николай Истошин подчеркивал, что предупредить заболевание в четыре–шесть раз дешевле, чем его вылечить, и государство не может не понимать этого. А директор недавно созданного холдинга профсоюзных курортных учреждений на КМВ Наталья Луценко, отметила, что курорт не должен подменять собой здравоохранение.

Начальник Минераловодского отделения СКЖД Александр Лубягов призвал муниципалитеты вместе подумать о безопасности железнодорожных переездов, оснащении их заградительными устройствами, а в идеале – о строительстве развязок в разных уровнях. Он также просил содействия в работе с населением, регулярно замусоривающим полосу отчуждения, на уборку которой железнодорожникам приходится направлять до 120 своих работников. "Но жители близлежащих домов тут же снова вываливают мусор вблизи путей", - сетовал Лубягов. По предложению Виталия Михайленко главы городов и железнодорожники решили проехать по всей Кисловодской ветке и найти решение проблемы.

О заботах муниципалитетов, и в первую очередь о состоянии дорог, доложил и. о. главы Пятигорска Павел Минеев. По обсуждаемым вопросам также высказались главный федеральный инспектор Александр Коробейников и вице – губернатор Борис Калиничев.