"БЕЛАЯ ВИЛЛА"
музей художника-передвижника Н.А.Ярошенко

Музей - Приходите, люди, к Ярошенко -
Этот дом не просто чист и мил.
Присмотритесь, люди, хорошенько,
Как в нем разместился целый мир.
И, спускаясь по аллеям парка,
Унесите в памяти навек:
Жил здесь очень умный, очень яркий,
Песенный и добрый человек.


Владимир Туркин

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. В доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: "В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения ... устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался".

Кабинет художникаОсенью послевоенного 1946 года не спеша бродил по парку Кисловодска художник Владимир Вячеславович Секлюцкий с этюдником и холстом в руках, чтобы написать свой первый послевоенный этюд. В сквере, у почтамта, его внимание привлек могильный памятник без ограды. На черном граните высечены палитра с кистями, пальмовый лист и надпись: "Николай Александрович Ярошенко (1847 - 1898) "Памятник замечательному русскому художнику, автору любимых народом произведений!" И вспомнился Владимиру Вячеславовичу далекий 1918 год. Юношей плавал он кочегаром на буксирном пароходе. В маленькой убогой каюте у изголовья висела репродукция с картины Ярошенко "Кочегар". Еще тогда он проникся любовью и уважением к этому художнику. Владимир Вячеславович, отложив в сторону этюдник, снял шинель и привел в порядок могилу художника. Затем решил отыскать дом, в котором он жил. Дом Ярошенко оказался заселенным жильцами. Ничто в усадьбе о нем не напоминало. Для Владимира Вячеславовича дом Ярошенко стал делом всей жизни. Начались годы нелегкого труда, хлопот, ходатайств, обращений, поисков, находок. Прежде всего надо было добиться превращения дома Ярошенко в музей. И вот, наконец, в октябре 1959 года было принято решение о создании в Кисловодске музея Н А. Ярошенко. Директором его и был назначен В.В.Секлюцкий.

Бюст ЯрошенкоМолодому музею помогли крупнейшие сокровищницы страны, но главным образом его фонды пополнялись из частных собраний. Удалось собрать картины, написанные Ярошенко в Кисловодске. Музей располагает уникальными документами, касающимися военной службы Ярошенко, приобретения и благоустройства кисловодской усадьбы, ее чертежами, письмами, печатью Товарищества передвижников, подлинными вещами семьи художника. На свое место возвращена палитра художника, на которой еще сохранились следы красок, нестертые временем.

11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н.А.Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду "Белой виллы". Здесь прошли последние годы жизни художника (1885- 1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. В доме на ярошенковских "субботах" играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов. Разносторонне образованный, Николай Александрович был блестящим, остроумным собеседником. Литература, искусство, археология, экономика, природа Кавказа и быт горцев были материалом для бесед. Все волновало и увлекало художника и его друзей. М. В. Нестеров вспоминает: "...Каких только жгучих вопросов не было высказано и разрешено...".

Картина Николая Александровича Ярошенко, художника-демократа, одного из видных деятелей Товарищества передвижников, ценило и любило не одно поколение русских людей. Его имя прочно связано с судьбой демократического русского искусства. Ярошенко явился достойным преемником своего учителя Ивана Николаевича Крамского - не случайно их имена в кругу передовой русской художественной интеллигенции всегда произносились с особым уважением, с глубокой признательностью и любовью. И если Крамского называли "разумом" передвижничества, то Ярошенко - его "совестью", ведь мировоззрение Ярошенко формировалось в те годы, когда Чернышевский и Добролюбов были идейными вдохновителями передовой молодежи. Воспитанный на их идеях, вдохновленный поэзией Некрасова, художник всегда обращался к тем явлениям общественной жизни, которые волновали демократические круги России.

Картина Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря (по старому стилю) 1846 года в Полтаве, в семье отставного генерала, мечтавшего о военной карьере для своего первенца. Когда сын подрос, отец отдал его в Полтавский кадетский корпус, где служил сам. Вскоре мальчик был переведен в Петербург, где и закончил Михайловское артиллерийское училище, а затем Михайловскую артиллерийскую академию. Одновременно Николай Александрович Ярошенко посещал Академию художеств, получил высшее художественное образование, стал истинным художником. По окончании курса наук в Михайловской артиллерийской академии, - говорит запись в послужном списке, - ...произведен за отличные успехи в науках в штабс-капитаны, назначен заведующим штамповальной мастерской Петербургского патронного завода..."

На военном заводе Ярошенко проработал более двадцати лет, и оставил его генерал-майором на сорок шестом году жизни. Многолетнее, постоянное, ежедневное общение с рабочими помогло художнику понять жизнь простого народа. Именно в заводских мастерских Ярошенко нашел своего героя, своего "Кочегара". В 1875 году за картину "Невский проспект ночью", выставленную впервые на 4-й передвижной выставке, Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества художников-передвижников. Затем он был избран в правление, принимал активное участие во всей его деятельности, стал душой этого общества. После смерти Крамского Николай Александрович возглавил Товарищество.

Пятигорск глазами Ярошенко...Картины Ярошенко провозглашают человечность, чувство справедливости, сострадание к простым людям. Он был весьма разносторонним художником, и особую любовь почитателей искусства ему принес талант портретиста-психолога. Им создана великолепная портретная галерея передовых деятелей русской науки, литературы и искусства. Мастерски и любовно написанные портреты дают нам полное представление не только о внешнем облике людей, но и об их внутренней, духовной жизни, их стремлениях, борьбе и страданиях. Очень любил художник и пейзажи. В своих картинах он раскрывает нам красоту и прелесть природы, ее живописность и очарование.

Неутомимый путешественник, Ярошенко много ездил по России, по Западной Европе, был в Египте, Турции. Но именно Кавказ явился его счастливым открытием, последней любовью. Его захватывала и привлекала суровая красота и величие белоснежных гор. Он воспел их в таких замечательных картинах, как "Снежные вершины", "Красные камни", "Кисловодск", "Эльбрус в облаках". Эльбрус часто являлся главным героем многих пейзажных произведений Ярошенко.

На передвижных художественных выставках кавказские пейзажи привлекали большое внимание зрителей и получили высокую оценку общественности и художников. Великий Репин писал: "Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи..." Восторженно отзывался Стасов об этюдах Ярошенко, называя его "портретистом гор". Николай Александрович Ярошенко любил и прекрасно знал обычаи народов Кавказа, их чудесные песни, легенды, сказания. У него было много друзей среди горцев. Из рассказов скульптора Хамзата Баксануковича Крым-шамхалова, проживающего в г. Нальчике, стало известно, что его дядя, первый карачаевский художник Ислам Пашаевич Крымшамхалов, окончил Петербургскую академию художеств и стал художником только благодаря Ярошенко (в экспозиции музея имеется живописный этюд Крымшамхалова с изображением художника).

Прекрасными людьми в музее возрождены традиционные "ярошенковские субботы" - творческие встречи с выдающимися деятелями русской культуры. На "субботах" выступают видные художники, ученые, композиторы, писатели, артисты. Жители Кисловодска уже не представляют культурной жизни города без этого небольшого дома над вечно говорливой и неумолкающей рекой Ольховкой, где всегда будет жить имя художника-передвижника Ярошенко!

(Из книги "Кисловодский Художественный музей Н.А.Ярошенко".
Автор текста В. Секлюцкий. Фото В. Панова, В. Каурова, Ю. Жванко).