И судьба, и талант...
150-летию со дня рождения Василия Ильича Сафонова посвящается...

Фонд Сафонова не велик по объему. К настоящему моменту он насчитывает всего 291 единицу хранения, но дошедшие до нас материалы позволяют представить себе жизнь Сафонова во всем многообразии деятельности: исполнительский, педагогической, музыкально-общественной и дирижерской. Архив представлен разнообразными материалами. Это литературные рукописи Сафонова и литература о нем. Наиболее интересный и объемный раздел представляют письма Сафонова и его корреспондентов (136 единиц).

Среди документов есть несколько любопытных материалов, относящихся ко времени постройки нового здания Московской Консерватории. Большой раздел фонда составляют программы концертных выступлений Сафонова в России и за рубежом, позволяющие проследить репертуар и географию его гастрольных поездок. Фонд содержит также и коллекцию фотоматериалов (56 единиц]. Это фотопортреты Сафонова в разные годы жизни, фотографии Сафонова в кругу семьи, с русскими музыкантами: Е. Я. Белоусовым, К. Ю. Давыдовым, М. М. Ипполитовым-Ивановым, с учениками, за дирижерским пультом и т.д. Письма составляют основной объем архива музыканта. Причем письма самого Сафонова представлены в виде двух тетрадей черновиков — собрания писем В.И. Сафонова разным адресатам 1897 и 18981891 г.г. В данном собрании находится большое число писем на иностранных языках (немецком, французском], адресаты которых не определены до сих пор. Писем, адресованных Сафонову, сохранилось гораздо больше. Временной диапазон их охватывает период около тридцати лет, да и круг лиц, с которыми Сафонов состоял в переписке, также достаточно широк. Среди них - его учителя: Т. О. Лешетицкий, А. И. Виллуан, К. Ю. Давыдов; коллеги-пианисты и композиторы: А. С. Аренский, К. Н. Игумнов, М. М. Ипполитов-Иванов, Г. Э. Конюс, Ц. А. Кюи, П. А. Пабст, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский; музыканты-исполнители и дирижеры: Л. С. Ауэр, Ф. Вейнгартнер, А. И. Губерт, А. Марто, А. Никиш, Э. Ф. Направник и многие другие.

Письма, пожалуй, самые интересные документы прошлого, позволяющие восстановить подробности жизни и быта того времени, раскрыть некоторые черты характера корреспондентов. В качестве примера хочу привести два письма Антона Аренского Сафонову, хранящиеся в его архиве, в которых отчасти раскрываются причины ухода Аренского из Московской Консерватории в 1895 году. 30 мая 1893 года он пишет Сафонову, что его не устраивает педагогическая нагрузка и оплата, что он не хочет «делить курс с Ипполитовым-Ивановым». Через полтора года, 31 декабря 1894 г. он пишет, что хочет отказаться от преподавания в Консерватории. «Относительно класса сочинения я уже говорил с Сергеем Ивановичем (Танеевым], он соглашается взять его; классы энциклопедии следовало бы, по-моему, предложить Ипполитову-Иванову, а 2й курс гармонии Конюсу и Ладухину, энциклопедию певцов Кашкину. Прости за хлопоты, которые я тебе доставляю...» Далее приписка: «В настоящую минуту я не могу еще решить: оставлять Москву совсем или нет, но я уведомлю тебя об этом в скором времени». В целом, материалы, собранные в фонде, охватывают диапазон лет с 1883 по 1918 год, т.е. со времени переезда Сафонова в Москву до его смерти. B. И. Сафонов, как известно, поселился в Москве в 1885 году. К тому времени он — недавний выпускник С. Петербургской Консерватории, уже профессор класса фортепиано в Петербурге, а также блестящий пианист, с успехом гастролировавший в разных городах России. Уже тогда он снискал себе славу как солист и ансамблист в великолепном дуэте К. Ю. Давыдовым. Карл Юльевич Давыдов известный виолончелист, директор Петербургской Консерватории в то время, в камерно! классе которого занимался Сафонов в годы учения, верил удивительную одаренность своего ученика и неслучайно выбрал его партнером в свои гастрольных выступлениях. И дуэт вошел в историю камерного исполнительства как наиболее яркий образец исполнительского искусства. Именно ему принадлежала заслуга формировании исполнительского облика Сафонова как вы дающегося камерного исполнителя.

С 1883 года Сафонов совместно с Давыдовым совершил концертные поездки по России и Европе, выступал качестве ансамблиста и солиста, посетил города Германии Австро-Венгрии. В архиве Сафонова, как одна из самых ранних реликвий, сохранилась программа камерных концертов 1883 года по города Вильно, Псков, Ревель. О то насколько насыщены были и поездки, можно судить по датам проведенных концертов: 1 февраля 1883 г. - Вильно, 1 февраля - Псков, 24 марта 1883 Ревель. В 1887 году их дуэт совершил турне по Поволжью, Украине, Центральной России, посетив более 30 городов. И концерты продолжались , 1889 года (до смерти Давыдова).

При всей любви к своему ученику и коллеге, К. Ю. Давыдов крайне ревностно отнесся к желанию Сафонова переехать в Москву. В письме от 2 августа 1885 года он пишет: "Мое мнение (называй его, если хочешь советом) будет категорическое, ибо в данном случае чувствую весьма определенным образом. Я ни в коем случае не переменил бы на Москву Петербург. Задуматься бы, юный артист, которому в Питере не везет и который в нем не видит будущности. Ты сразу в Петербурге завоевал себе почетное место и пост?". Итак, 1885 год стал рубежным в жизни Сафонова. По настоятельной просьбе С. Танова и П. Чайковского он nepeзжает в Москву в качестве профессора класса фортепиано Московской Консерватории.

Нет нужды упоминать, в каком состоянии находилась Московская Консерватория в те годы. При всё возрастающем интересе широкой публики к отечественной музыкальной культуре, Русскому Музыкальному Обществу, да и Консерватории, нужны были новые молодые силы. И Сафонов, как человек исключительной эрудиции, энергии, яркого исполнительского, дарования, явился той свежей струей, которая была необходима Московской Консерватории для ее обновления. Его огромная тяга к служению искусству сделала Василия Ильича в последующие годы выдающимся музыкально-общественным деятелем своего времени. Сафонов-пианист, Сафонов-педагог, Сафонов-директор Консерватории и Сафонов-дирижер всё слилось воедино в этом незаурядном человеке с тот период его жизни. Он руководил классом фортепиано в Московской Консерватории в течение 20 лет (с 1885-1905), воспитал множество замечательных музыкантов, в их числе И. Левин, А. Скрябин, Н. Метнер, Е. Бекман-Щербина, Г. Беклемишев и многие другие. На Конкурсе фортепианной игры им. Рубинштейна в Берлине в 1895 году его ученик Иосиф Левин занял первое место. Со многими из них, частности с Левиным, Сафонов в продолжение долгих лет состоял в переписке, и в архиве есть тому документальные свидетельства.

Плодом его педагогической деятельности явилась работа «Новая формула». Она была издана в Лондоне в 1915 году. В архиве Сафонова сохранилась рукопись и типографская корректура этой книги. Это пособие для развития пианистической техники состояло из трех разделов: 1) независимость пальцев, 2) ровность удара, 3) беглость. Помимо схем упражнений, автор приводит большое число музыкальных примеров практического использования каждого из технических приемов. Корректура содержит небольшие авторские карандашные пометки. Позднее этот труд был переведен автором на несколько языков.

Вступив на пост директора Московской Консерватории в 1889 году, Сафонов решительно принялся за перестройку учебного процесса. Он привлек к работе в Консерватории многих талантливых музыкантов: Ф. Бузони, И. Левина, У. Мазетти, В. Зарудную, М. Ипполитова-Иванова и др. Внимательно относился к ходу учебного процесса, стремился к увеличению числа учащихся (их в то время стало уже 400 человек). Показал себя как доброжелательный, но требовательный администратор. При его участии был составлен новый проект Устава Консерватории, который существенно отличался от рубинштейновского (1878 года), В нем по-новому определялась функция местной дирекции РМО (ведение только материальными вопросами), и деятельность дирижера РМО (идейнохудожественное и организационное руководство).

Среди материалов архива Сафонова находится печатное издание «Проекта Устава Консерваторий ИРМО (корректура и издание 1898 года с пометками автора). Понимая, что размах музыкальной жизни Москвы требовал нового концертного зала для симфонических концертов, новых учебных помещений для Консерватории (а как известно, Консерватория помещалась в двухэтажном особняке на Большой Никитской бывшем доме Воронцова; большие концерты же проходили в помещении Дворянского собрания), Сафонов направил колоссальную энергию на изыскание материальных средств для расширения Консерватории и постройки нового здания и концертного зала. Ему удалось добиться ассигнований в 400тыс. рублей.

В архиве Сафонова хранится его Докладная записка в Московскую Городскую Думу о необходимости постройки нового здания с достаточным числом научных и музыкальных классов и специального концертного зала, могущего служить для инструментальных и оперных исполнений консерватории, а равно для квартетных и симфонических исполнений Музыкального Общества ... главным условием желательного сооружения является... центральность местоположения... С этой точки зрения наиболее удобным местоположением для нового здания было бы [место] на Театральной площади, расположенное... между зданием Городской Думы и домом Чернышева против Императорского Большого Театра». В результате, новое здание стало строиться всё же на месте прежнего. Строительство, как известно, продолжалось с 1895 по 1898 (1901) годы.

Среди документов архива сохранились листки со сметными расходами при постройке Большого зала — «башмаки, кресты, фермы, стропила» и т.д.; их количество и вес в пудах. И еще один любопытный документного времени. Одновременно с началом строительства нового здания архитектурный проект предполагал установку органа в Концертном зале. Сохранился документ, датированный ноябрем 1895 года. Это финансовый расчет смета по составу и стоимости органа, составленный его мастером Германом Валькером. По тщательно расписанной диспозиции инструмента с последовательным указанием всех мануалов и ценой каждой из труб, в Большом зале предполагался большой, 4-хмануальный орган немецкой конструкции, включающий в себя 70 регистров, в том числе и октавную 32футовую трубу. Проект предполагался на сумму 25000 рублей.

Почему данный проект не был осуществлен в то время неизвестно. В 1901 году в Концертном зале был установлен 3-хмануальный орган французской конструкции, подаренный Консерватории меценатом Сергеем Павловичем фон Дервизом.

Директорство Сафонова продолжалось до 1906 года. Его уход с должности имел объективные (революционные волнения в консерватории) и субъективные предпосылки (его привлекала дирижерская деятельность). Но то, что Сафонов успел сделать за эти годы, имело положительный резонанс в музыкальной среде Москвы и Петербурга. Он, вероятно, получал приглашение из Петербурга занять место директора Петербургской Консерватории вслед за Римским-Корсаковым, так как в его архиве находим письмо Ц. Кюи Сафонову от 26 мая 1909 года: «Правда ли, что... Дирекция предложила Вам занять место Директора нашей Консерватории? Если это правда, не отказывайтесь, настаиваю на этом (не имея никакого права, кроме искренней с Вами дружбы) ... Только Вы выведете и Консерваторию и Музыкальное Общество из той каши и... хаоса, в которые их погрузила необычайная дряблость нынешней Дирекции..... Не откладывайте, приходите как Рюрик княжить над нами, ибо порядка у нас нету! Да ведь, если не ошибаюсь, Вы и сами были не прочь поработать в Петербурге. Так вот Вы и не отказывайтесь...»

Еще со времени Н. Г. Рубинштейна было заведено, что директор Консерватории одновременно исполнял обязанности директора ИРМО и его главного дирижера. С большой тщательностью он относился к подбору репертуара концертов, составу исполнителей. Например, чтобы повысить авторитет и популярность симфонических собраний, в сезоне 1889/ 1890 гг. для проведения концертов были приглашены Чайковский, Ипполитов-Иванов, Танеев, Сен-Санс. В концертах, наряду с западной классикой, все чаще стала звучать русская музыка, произведения молодых композиторов (Скрябина, Глиэра, Василенко, Гедике). Обновился и состав исполнителей. Для проведения концертов Сафонов нередко приглашал зарубежных дирижеров — Вейнгартнера, Никиша, Ламурё, Рихтера.

В статье «Русское музыкальное общество по смерти Н. Г. Рубинштейна» композитор А. Корещенко писал: «...Программы симфонических концертов значительно оживились... Почти в каждом концерте исполняется что-нибудь новое, интересное... сочинения русских композиторов заняли видное место в симфоническом репертуаре....» (Я. Равичер «В.И. Сафонов» М. 1959, с. 24). Сафонов постоянно заботился о том, чтобы программы концертов привлекали разнообразием и, кроме того, давали исчерпывающие сведения об исполнителях.

Так, в письме Сафонову от 2 мая 1897 г. Ц. Кюи пишет: «Многоуважаемый Василий Ильич! Во вчерашнем заседании дирекции решено пригласить Вас коренным капельмейстером для наших симфонических концертов предстоящего сезона ... Я бы думал, что Вам следует взять на себя семь концертов... Для остающихся четырех имели в виду Вейнгартнера, Шуха и Сен-Санса...»

В архиве Сафонова находим ответное письмо Василия Ильича от 4 октября 1897 г., в котором он пишет: «Буду весьма рад, если Mlle Gamier пришлет Вам условия: это будет служить доказательством того, что выступить в России для артистов действительно представляет существенный интерес... А что же наш почтенный Шох? От него до сих пор никаких известий и я начинаю думать, что придется мне с ним поссориться. Писал ли он вам что-нибудь.... Портреты к биографиям участвующих было бы хорошо помещать, ибо это во всяком случае несколько подготовляет публику. Разумеется, охотно готов представить Вам мое изображение [видимо, в предыдущих письмах речь шла о фотографиях в программах концертов] только его со мной нет...» Далее Сафонов сообщает свои биографические данные, подробно описывая свою жизнь в Петербурге, затем в Москве, сообщая о гастрольных поездках за рубеж. Отметим, что в этом письме идет речь о музыкальном сезоне 1898/99 года, в концертах которого планировалось выступление упоминаемых здесь лиц. В собрании писем Сафонова удалось обнаружить черновик его письма Mlle Gamier на французском языке от 1 августа 1898 г. по поводу предстоящих концертов в сезоне.

В архиве Сафонова сохранился Проект программ концертов ИРМО Петербургского и Московского отделений сезонов 189798 и 189899 годов, из которого видно, как проходил процесс подбора репертуара и исполнителей. Заметим, что в том сезоне планировалось играть произведения Берлиоза, Бородина, Даргомыжского, Дворжака, Гайдна, Глазунова, Глинки, Глюка, Калинникова, Корещенко, Мусоргского, Мендельсона, Моцарта, Сметаны, Сен-Санса, Скрябина, Шумана и многих других.

Расписание концертов в Москве и Петербурге планировалось в соответствии друг с другом. Концерты, как правило, проводились по субботам, причем выступления исполнителей в Москве и Петербурге давались с интервалом в неделю. Числа, на которые были намечены выступления, были обведены в кружок, а реальные дни проведения концертов зачеркнуты черными чернилами. Численник по Москве и Петербургу был дан в 2 столбца, что позволяло все наглядно представлять в сравнении. И ещё одна деталь рукописи: на правых страницах помещался календарь, где на полях были приписаны фамилии предполагаемых дирижеров и солистов, на левых страницах планируемые программы концертов. К примеру, в сезоне 1898/ 99 года было намечено выступление дирижеров: «Марто - 24 октября [Москва) 31 октября (Петербург); гонорар 500 рублей; Пюньи - 21 ноября (Москва) 14, 28 ноября (Петербург), гонорар - 1000 рублей». В том же сезоне в качестве солистов были приглашены Мари Гарнье, Вейнгартнер, Шух, Ауэр.

Большое внимание Сафонов уделял так же и оркестру. В тетради с проектами программ вместе с перечнем музыкальных произведений в ряде случаев находятся рукописные наброски оркестровых составов к каждому из них. Известно, что в то время основным оркестром для проведения концертов был оркестр Большого театра, но Сафонов стремился к обновлению, к качественно новому уровню оркестрового звучания, и потому часто приглашал участвовать в выступлениях других талантливых музыкантов. Рукописные наброски программ этого сезона интересны нам в данном случае не только тем, что дают представление о широте диапазона исполняемой музыки в концертах ИРМО. В монографии Я. Равичера (М. 1959 г.) о Сафонове приводятся программы многих концертов в их окончательном виде. И потому, особый интерес для нас сейчас может представлять возможность воссоздать процесс их формирования: из чего складывались, в силу каких причин менялись.

Дирижерская деятельность Сафонова, его энергия и талант интерпретатора привели к тому ( в этом его огромная заслуга), что русская музыка стала вызывать всё больший интерес за рубежом, стала завоевывать лучшие концертные площадки Европы и Америки. В архиве Сафонова хранится тому много документальных свидетельств. Так, в письме Сафонову от 29 апреля 1906 г. Модест Альтшулер, представитель русской симфонической ассоциации в Нью- Йорке, описывая концерт, состоявшийся в Нью-Йорке, в котором звучала Сюита Глазунова, Симфония Глиэра, «Дон Кихот» Рубинштейна и «Млада» Римского-Корсакова, упоминает, что "Дон Кихот" «нравился публике, но не критикам», а «Млада» - «была встречена с успехом». (Напомним, что с 1906 по 1993 год Василий Ильич Сафонов был/лавным дирижером Нью-Йоркского Филармонического Общества).

В письме Сафонову от 6 ноября 1911 года, описывая три первых концерта, Альтшулер пишет, что без участия Сафонова они прошли «бесцветно и плохо посещались публикой.» «Эх, Василий Ильич! продолжает он. Приехали б на пару концертов и показали бы всем, как оркестр должен звучать, нет того мощного звука, к которому Вы нас приучили и избаловали, думали раньше оркестр это давал, но убедились, что это Сафонов и Сафоновского звука мы жаждали услышать опять».

Среди материалов фонда находятся Программы его выступлений. Их 58. По ним в какой-то мере можно проследить географию его гастролей, круг музыкантов, которые принимали участие в концертах. Но главное - это репертуар, который сообщает нам, какие сочинения звучали, кто из композиторов! в том числе молодых) вызывал интерес у публики.

Мировая известность Сафонова-дирижера находила широкий резонанс в печати того времени. Зарубежная пресса восторженно отзывалась о его выступлениях. В фонде. Сафонова сохранились подборки газетных рецензий зарубежной прессы на чешском, немецком, французском, английском языках с 1896 по 1911 год. Некоторые из статей сопровождаются рукописным переводом на русский язык.

В целом, изложенные в данном сообщении факты дают лишь общее представление о жизни и деятельности Василия Ильича Сафонова. Некоторые материалы его архива использованы в монографической работе Я. Равичера. Но думаю, что безусловно интересным представятся для будущих исследований неопубликованные письма Сафонова и его корреспондентов, которые приоткроют еще одну страницу жизни выдающегося деятеля русской музыкальной культуры конца XIX - начала XX века.

О. Кузина